Сделать ворота откатные своими руками желает практически каждый владелец частного дома, так как данный тип ворот является одним из наиболее востребованных сегодня. Полотно конструкции будет сдвигаться вдоль забора с его внутренней стороны, в результате чего свободное пространство увеличивается.
Рисунок 1. Механическое устройство и принцип работы откатных ворот консольного типа: 1- рама консольных откатных ворот, 2- роликовые опоры, 3- концевой ролик, 4- нижний улавливатель, 5- верхний улавливатель, 6- верхний ограничитель боковых качений с 2 роликами, 7- подставка регулировочная, 8- заглушка направляющего рельса, 9 — подставки под роликовые опоры стоят на швеллере, 10 — фундамент.
Самодельные откатные ворота можно разделить на 3 типа:
Чаще всего изготавливают своими руками ворота откатные консольного типа, так как такое устройство не будет ограничивать пространство в верхней части, в связи с чем на участок смогут въезжать даже крупногабаритные транспортные средства. Механическая часть выносится за пределы пространства для въезда. Подобные ворота не нуждаются в постоянном уходе, чего нельзя сказать о конструкции на колесах.
Схема консольной конструкции изображена на рис. 1.
Элементы, которые будут нужны для того, чтобы сделать самому откатные ворота:
Полотно ворот разделяется на функциональный элемент, который закрывает проем, и на консольный элемент, который размещается за проемом. Длина консольного элемента должна составлять 35-50% от ширины проема. Оптимальным значением длины является 50%. В этом случае может быть достигнуто наиболее легкое движение ворот, а нагрузка с опор роликов будет снята. На длину консольного элемента оказывают влияние следующие факторы:
Полотно ворот надо размещать на участке. При помощи рельса оно будет двигаться вдоль забора по роликовым опорным элементам. Если планируется изготовить ворота с автоматизацией, то к раме конструкции нужно будет прикрепить зубчатую планку, на которую через венец с зубчиками будет передавать усилие привод. Опорные элементы с роликами закрепляются на основании. На другом столбе нужно будет установить улавливатели. Нижний элемент будет использоваться в качестве опоры для ворот в закрытом состоянии, а также для того, чтобы предотвратить боковое качение. Механическая часть состоит также из ограничителя боковых качений и заглушки, которая предотвращает загрязнение устройства.
Изготовление откатных ворот разделяется на следующие этапы:
Основанием для закрепления роликовых опорных элементов на фундаменте будет служить закладная деталь. Ее можно изготовить из швеллера и арматуры. Минимальная ширина швеллера составляет 12 см. К данному приспособлению нужно будет приварить арматурные прутья диаметром 10-12 мм. Если в дальнейшем нужно будет автоматизировать конструкцию, то понадобится подготовить площадку, которая будет служить основанием для привода. Основание должно быть выше уровня швеллера.
В таком случае можно будет смонтировать двигатель выше швеллера и уберечь его от затопления. Чаще всего площадка продается в комплекте с двигателем. Если он не был приобретен заранее, то рекомендуется сделать универсальную подготовку. Для этого в 25-30 см от начала швеллера надо будет приварить кусок еще одного швеллера, при этом длина последнего должна составлять приблизительно 30 см.
В данном элементе надо будет сделать отверстие диаметром 5 см, в которое будет подводиться питание двигателя. Проводка должна быть изолирована и защищена от повреждений.
Также в основание надо будет заложить закладной элемент с подготовленными отверстиями под роликовые опорные элементы. Закладной элемент являет собой гнутый оцинкованный швеллер длиной приблизительно 2 м. Расстояния между отверстиями нужно просчитать исходя из общей длины ворот.
В данные отверстия надо будет вставить кассеты из шпилек диаметром 16 см и длиной 50 см. В дальнейшем к ним будут крепиться роликовые опорные элементы, благодаря которым можно будет регулировать расположение полотна по высоте. Дополнительно армировать конструкцию не следует.
Глубина заливки основания должна быть больше глубины промерзания грунта, иначе фундаменты могут смещаться. Длину основания и длину закладного элемента, который составляет видимую часть конструкции фундамента, можно определить таким образом:
Перед цементированием надо будет проложить все необходимые провода в гофрах.
Все провода должны выходить в месте монтажа электрического привода.
Конструкцию надо будет залить бетоном, после чего проверить уровни и отметки. Ворота можно будет устанавливать через 4-5 дней после заливки фундамента.
Каркас конструкции будет изготавливаться из специальной профильной трубы. Со всех труб надо будет счистить окалину при помощи болгарки с щеткой из металла. В процессе работы с болгаркой обязательно следует использовать защитные очки.
Трубы из металла надо будет обезжирить бензином, после чего нанести кисточкой грунтовку. На следующем этапе надо будет сварить раму откатных ворот с калиткой. Чтобы изготовить раму, понадобится использовать трубу сечением 6х4 см или 5х5 см. Из подобных труб надо будет сформировать наружный каркас ворот.
Внутри изделия вваривается еще один каркас. Таким образом можно будет обеспечить жесткость конструкции. Каркас изготавливается из труб 2х2 см, 2х3 см или 2х4 см. Трубы свариваются прихватками по 2 см через каждые 25-30 см. Снизу к раме надо будет приварить направляющий элемент. Все элементы надо приваривать в шахматном порядке, в противном случае полотно выкрутит.
Далее зачищаются сварочные швы с помощью болгарки, после чего наносится грунтовка на поврежденные участки. На следующем этапе выполняется покраска ворот. В большинстве случаев применяется алкидная эмаль. Краска наносится в несколько слоев. Каждый последующий слой можно наносить только после полного высыхания предыдущего.
После этого производится зашивка полотна. В большинстве случаев материал для обшивки закрепляется к внутреннему каркасу с помощью саморезов. Если основание выстоялось, можно выполнять установку ворот. Первым делом понадобится выставить ролики. После этого надо будет на них надеть направляющий элемент с полотном. Далее ворота выставляются по уровню, а роликовые тележки свариваются со швеллером. Затем привариваются верхние ролики, монтируется концевой ролик. В конце привариваются улавливатели.
В сборке ворот поможет схема, которая изображена на рис. 2.
Сделать самому подобную конструкцию несложно, если соблюдать последовательность действий.